О Белых армиях » Мемуары и статьи » С. Н. Николаев. Политика Комуча. Опыт и характеристики. » 6. МЕРОПРИЯТИЯ В ОБЛАСТИ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

6. МЕРОПРИЯТИЯ В ОБЛАСТИ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ




Из мер Комитета в области других сторон жизни народа заслуживают меры в отношении к вопросам религиозной жизни народа и народного образования. Комитету был чужд дух нетерпимости и вражды к тем или другим формам религиозной жизни народа, к тем или иным исповеданиям. Стоя на точке зрения свободы религиозной совести и культа, Комитет принципиально отказывался от вмешательства в эту область духовной жизни народа. Тем более было отрицательно отношение Комитета к вмешательству в эту область в целях направления ее в угодные для власти формы и русла для подчинения деятельности церкви интересам государства. Все меры большевицкой власти в отношении церкви и отрицательные тенденции этой власти к проявлениям религиозной жизни вообще, вызывали у Комитета резко-отрицательное отношение. Поэтому заботою Комитета в этой области было освобождение народа и церкви от тех пут и стеснений, которые были наложены на них активно-атеистической большевицкой властью. Следствием этого явился приказ № 13 от 11-го июня. Упраздняя комиссариат по вероисповедным делам, Комитет предписывал «административным властям не вмешиваться ни в какие церковные дела впредь до разрешения церковного вопроса в общегосударственном масштабе». Вместе с тем, в том же приказе заявлялось, что «все захваченные церковные суммы, документы и имущества должны быть возвращены по принадлежности». 

Взгляд на народное образование и свое отношение к этому делу Комитет выразил в своей декларации от 18-го августа l9118 года в следующих словах: «Залог прочности объединения и возрождения нашей родины, по глубокому убеждению Комитета членов Учредительного Собрания, лежит в народном образовании, и пора признать заботы о нем такой же важной и такой же неотложной, как заботу освобождения России от внешнего врага, внутреннего успокоения и ее объединения.

«Уже прошло четыре года войны, нарушившей правильное течение школьной жизни; 8-летние дети, поступившие в начальную школу, стали за эти годы 12-летними подростками; года через 3-4 они обратятся в юношей, готовых вступить в жизнь. В лице их растет армия, которая должна будет создать ту возрожденную Россию, за счастье которой современная вооруженная Армия пролила, проливает и будет проливать так много своей крови. Кровь эта не должна пролиться даром. Будущие строители России должны быть людьми образованными, должны приобщиться к той высшей культуре духа, без которой нет настоящих граждан, нет членов человеческих общежитий, достойных носить имя равноправных свободных членов человеческого общества.

«Между тем за эти четыре года со школой и ее нуждами привыкли не считаться; школу пора спасать, пора создать нормальные условия для ее работы, каких бы усилий и, может быть, жертв со стороны государства и общества это ни потребовало».

Тем же приказом Комитет предписывал освободить все школьные и библиотечные помещения, занятые военными, правительственными и общественными учреждениями и организациями, разрешая вновь занимать их на военные надобности лишь по соглашению с местными органами управления и лишь в последнюю очередь, по использованию мест увеселительных, торгово-промышленных заведений для предметов роскоши и частных домов.

Одним из крупнейших дел Комитета в области народного образования было открытие в Самаре Университета. День открытия этого высшего учебного заведения, единственного в Самаре, явился днем всеобщего торжества.

Судьба не сулила Комитету видеть результаты деятельности этого учреждения. Но что открытие его было жизненной необходимостью не только для Самары того времени, но и для всей России, доказывается тем, что оно не было закрыто впоследствии и большевицкой властью.