О Белых армиях » Мемуары и статьи » В память 1-го Кубанского Похода » Железнодорожники в 1-м Кубанском походе. - А. ОСИПОВ.

Железнодорожники в 1-м Кубанском походе. - А. ОСИПОВ.



Памяти Л. Г. Корнилова.

Он пропел свою песнь лебединую,
Песню горя людской пустоты.
Не увидит он ласки весенней, 
Не увидит, как вянуть цветы.
Сколько муки, несчастий негаданных 
Он терпел на тернистом пути, 
Сколько тайн он узнал неразгаданных, 
Сколько слез материнской любви.
Он был полон мечтой величавою, 
Он хотел дать свободу Руси, 
Чтобы стала Москва златоглавою, 
Чтобы не было красной звезды.
Но чужою рукой, святотатственной 
Он был взят из мирской суеты. 
И пропел свою песнь лебединую, 
Не дождавшись заветной мечты.
Николай БУЙНИЦКИЙ. Кадет 65 выпуска Киевского Владимирского корпуса.


Железнодорожники в 1-м Кубанском походе.

Их было мало, настоящих профессионалов было вовсе наперечет... Они даже не представляли из себя отдельной части, а всего лишь взвод в составе инженерной роты... Но они не затерялись, их знали, ценили и даже берегли.

Не мне, бывшему командиру этого взвода говорить, что сделано железнодорожниками в походе — пусть судят другие. Я хочу лишь напомнить, что жел.-дорожные войска имели свое представительство в армии генерала Корнилова и что представительство это было удостоено высокой чести носить имя генерала Маркова.

Рота с черными погонами и белым вензелем имени Шефа, рота в выдержанно-траурной форме... Как много связано с ней воспоминаний у каждого железнодорожника, состоявшего в ней, или только мечтавшего об этом.

Тенерь рота раскинулась по всей Европе и уже начинает проникать в Азию — ее чинов можно встретить в столицах от Софии до Парижа и во многих городах от Варны до Тяньцзина. Но она жива, здорова и бессмертна. Так хотим мы, Марковцы, и так будет!

В походе жел.-дор. взвод был почти неразлучен с генералом Марковым, а всем известно, что генерал Марков был там, где всего ответственнее, всего тяжелее.

Писать об идее похода, о том, что двигало его участников, после всего, что написано и сказано нашими друзьями и врагами, не входит в мою задачу. Я позволю себе лишь напомнить участникам похода, в связи с переживаемым моментом, что идея возглавления армии ее теперешним Августейшим Вождем была и в период похода.

Об этом не говорили, или говорили очень мало, но это было. В подтверждение можно было бы привести много фактов, остановлюсь на одном из них — из жизни жел.дор. взвода.

В числе чинов взвода был прапорщик Шмит — старик лет 60, бывший начальник жел.-дор. депо ст. Екатеринослав. Своей фигурой — высокий и худой, одетый в черкеску и папаху, он напоминал Великого Князя. Прапорщик Шмит был до безумия храбрый, неутомимый и неугомонный, постоянно пылающий жаждой подвига и готовый на все. Его сходство, конечно отдаленное, с Верховным Главнокомандующим возбуждало разговоры о Великом Князе не только в тесной семье взвода, но за его пределами и даже среди населения. Прапорщика Шмита называли Николаем Николаевичем, хотя в действительности имя его было Петр Эдуардович.

Заканчивая эту краткую заметку долгом своим считаю пожелать вечную память погибшим в борьбе за честь Родины и позволю себе высказать уверенность, что уцелевшие не утратят своего доброго имени и по первому кличу Верховного Вождя слетятся, как один, со всех сторон, чтобы продолжить и на этот раз уже закончить дело, начатое в Донских и Кубанских степях нашими незабвенными Вождями генералами Алексеевым, Корниловым и Марковым.

«Россия будет Великой и Могучей», сказал умирая генерал Марков. Мы, Марковцы, не можем жить без веры, в то что это сбудется.

А. ОСИПОВ.
18 февраля 1926 года Шабац.